8-909-966-5964
8-962-960-6063

Сайт об охотничьих собаках,
их воспитании, натаске, охоте,
а также об их хозяевах.
Общество практической охоты с собаками
 
Автор Сообщение
SAD
Сообщений:248
Ссылка на сообщение [28255] 19.04.2015 12:56 О построении взаимоотношений и контакта с собакой
«С собакой на одной волне»

Побывал на лекции Джерарда О Ши «С собакой на одной волне». Лекции в России он проводит не часто, в основном – семинары по выставочному хендлингу. Эти лекции предваряют серию предстоящих семинаров. Человек 30 – 35 интересующихся, 5 часов с 15 минутным перерывом на одном дыхании. Грандиозное шоу! Эмоции, мимика, жесты, переполняют его выступление. Мартиньоли отдыхает! Отчасти это помогает воспринимать, отчасти очень отвлекает от сути. Почти 6 листов А4 убористого почерка (типа пытался записывать). Много воды и возвращений. Уже ехал домой, складывал в голове услышанное, попробую описать конспективно.
Джерард по происхождению ирландец. Профессиональный выставочный хендлер. Кинолог, готовил в Швеции собак – поисковиков взрывчатки и собак спасателей. Судья FCI. Хобби IPO. Имеет питомник ротвейлеров (6 собачек). Из идей современных методик дрессировки и на основе личного опыта сформировал систему подготовки собак к рингу. Последние годы преподает эту методику по всему миру. На лекции говорили о начале формирования отношений хозяин – собачка. Такая лекция подойдет человеку, который уже начал влезать в тему воспитания щенка. Что-то уже слышал, что-то читал, но не знает, как это встроить в систему. Полезна и тем, кто захочет посмотреть на свои взаимоотношения с собакой со стороны. Очень красочно, живо с примерами, подчеркивающими некоторые моменты.
Поехали!
В зависимости от целей человека выбирается методика – рецепт формирования отношений. Из всех методик он предпочитает «холодное» формирование – подкарауливаем желаемое поведение, маркируем его, поощряем. Когда собака начинает понимать цепочку – вводим команду. Он говорит, что когда поведение формируется наведением, то человек не может до конца избавиться от «приманки» - жестов наведения. Это хорошо видно, по порой еле уловимых движениях человека. Он считает, что собака лучше помнит то поощренное поведение, которое предложила сама, нежели то, чему ее научили.
Для передачи информации животному, требуется наладить с ним контакт. Он различает несколько видов контакта:
- «забитый» (пассивный) – сделанный принуждением;
- «истеричный» - стрессовый;
- «заискивающий» - когда собачка лебезит перед вами, принимает позы подчинения:
- «активно - агрессивный» ( далее по тексту «АА») – самый продуктивный по его мнению. При этом контакте собака показывает такое поведение, когда весь мир вокруг перестает для нее существовать – существуете только Вы. Это сродни увлечению человека играми (до увлеченного игрой человека тяжело достучаться!). Эту привязанность к Вам надо сформировать. Он рассматривает в своей методике 3 механизма:
- еда
- жизнь
- игра

Еда.

С помощью еды и игры можно получить все, что Вы хотите от своей собачки. Формирование отношений происходит всю жизнь и надо использовать все предоставленные Вам моменты.

В основе его методики лежит кличка собаки. Это некий ключ, маркер по которому происходит «включение» и собачка предъявляет Вам «АА» контакт. У его собак – две клички. Одна повседневная – для родственников, друзей, окружающих и когда они просто гуляют. Вторая – исключительно для «работы». И он начинает формировать этот маркер с первых дней щенка в доме.
Первые три дня он исключает любой социальный контакт с щенком: не разговаривает с ним, не гладит, не обращает на него никакого внимания. При этом, все остальные в доме могут делать все, что угодно. (Инстинктивно у щенка заложено «преклонение », « подчинение » большому объекту – это своего рода защита от опасности. Щенок «лебезит» перед Вами, демонстрирует позы «подчинения». Оказывая ему внимание в этот момент, мы закрепляем такое поведение и формируем «заискивающий» контакт).
На третий день готовим сухое лакомство (чтобы издавало звук при падении на пол). 15-20 маленьких кусочков. Берем одно в руку, подлавливаем момент, когда щенок один, идем к нему и, не доходя, бросаем лакомство в его направлении. Разворачиваемся и уходим. Так делаем со всеми приготовленными кусочками в течение дня.
Он уверяет, что на четвертый день такого общения щенок перестает предлагать Вам «заискивающее» поведение – он начинает рассматривать Вас как: «О! кормушка пришла!». Когда вы увидите такое поведение, то можете вместе с выдачей лакомства произнести кличку. Тогда уже можно погладить щенка и взять его на руки. Это основа, фундамент Вашей совместной жизни. Развивая эту основу, заложенную в первые дни ваших взаимоотношений, вы получаете то, что собака будет нестись к Вам, услышав свою кличку. И этот ранний импринтинг очень важен!

Базовый инстинкт – пищевой. Необходимо регулировать аппетит для эффективного обучения, для поддержания «АА» контакта. У щенков, оттолкнуть брата или сестру от кормушки – это нормально! Он не встречал в жизни собак с отсутствием пищевого инстинкта (если она не больна!). День, два, три, четыре без еды – и пищевой инстинкт проявляется! Он изучал диких собак в Африке. 95% своей жизни они проводят в охоте-поиске пищи (добычи), преследовании. И лишь в 5% они удачны и сыты.

Жизнь

Необходимо составить список потребностей собаки, через которые она получает удовольствия. Выяснить, что является наградой, что собачка хочет получить в данный момент. Широко использовать эти потребности, ловить эти моменты, либо создавать их в процессе обучения. Это тоже важный этап в формировании отношений – направлять потребности собаки через свои интересы. При этом, если у вас болит голова, нервы ни к черту, вы возбуждены или чем-то обеспокоены – лучше просто пройдитесь и не делайте ничего.
Будьте непредсказуемы, не позволяйте собаке предугадывать ваши действия и предлагать Вам свое поведение. Не ведитесь на это, не умиляйтесь этому – это один из моментов, когда не Вы дрессируете собаку, а собака дрессирует Вас! Так она заставляет Вас действовать дальше! Поменяйте свое поведение (действие) в данный момент, разочаруйте ее, заинтересуйте, заставьте предъявить «АА» контакт, проявить внимательность к Вам и к Вашим действиям. Мы обучаем собаку слушать и слушаться! Меняем ситуации, меняем порядок, отменяем распорядок! Формируем взаимопонимание каждый день, каждый час, каждую минуту, по капле – накапает целая лужа! (Он приводит пример изменения порядка кормления своих собак: когда-то он кормит их по очереди, остальные смотрят; когда-то ставит шесть мисок и они едят все вместе; а иногда, он выходит на улицу и выплескивает еду из ведра на газон – пусть проявят свои инстинкты, кто не успел – извините!)

Игра

В играх работает (включается и развивается) охотничий инстинкт – преследование и захват добычи. По-разному развит у разных пород. Начинает проявляться в 5-6 недель. Если начнете поддерживать и развивать, то будете обладать еще одним инструментом в формировании отношений.

До 9 месяцев (+/-) у собак «открытый» охотничий инстинкт – открыт для предложений. Так собака может за одну! сессию (один случай погони) «подсесть» на кошек – запишет себе в память. Поэтому, мы должны предугадать и решить за собаку – на что ей можно «охотиться», а на что нет.
Он «подсаживает» своих собак на мяч – это легко управляемая «добыча», которую всегда можно положить с собой в карман. По его практике (но научно он не знает почему) в основном собаки, из нескольких предложенных мячей, выбирают желтый! Но если Вы с щенячьего возраста играли синим, то конечно выберет синий.
Он начинает «подсаживать» щенят на мяч с 6-7 недель. Щенки в вольере, он начинает играть мячом возле клетки (катает мяч в стенку – мяч откатывается к нему), пробуждая их интерес. Щенки проявляют заинтересованность в силу желания обладать – эгоизм и жадность – главные составляющие этого интереса. (Эгоизм и жадность - это составляющие медленного возврата на апорте и поджева апорта. Он «убирает» это вторым мячом). Буквально минутные сессии. Он также использует мячик на веревке, играя им возле вольера (без контакта щенят с мячом!) – «живой» мяч. Эти игры вводят щенят в состояние фрустрации – неудовлетворенности, невозможность получить добычу. Буквально минутные сессии!!!
В районе 10 недель он начинает «контактную» игру в мяч со щенком. (Если собака не знакома с мячом, он начинает с игр в «кошки-мышки», не давая ей мяч!) Катает мяч по коридору. Щенок – вау! Я могу его догнать – догоняет мяч и пытается «свалить» с ним. (Что происходит в то время, когда вы бросаете мяч от себя? Пробуждаются инстинкты преследования и захвата. Но ВАС! в этом процессе нет! У щенка нет контакта с Вами и, соответственно, заинтересованности в Вас. Далее, в силу эгоистичности и жадности, он пытается убежать и разделаться с добычей самостоятельно, не собираясь ни с кем делиться.)
В этот момент Вы достает второй мяч. (Обязательно в этот момент! В момент, когда он только собирается «свалить»). И начинаете играть в мяч сами с собой. Щенок обязательно начнет завидовать Вашему «живому» мячу! Он плюнет свой мяч и побежит к Вашему. ( В этот момент ВЫ! появляетесь в зоне внимания собаки!). Когда собака бежит за мячом она проявляет «АА» преследование. Вы пробрасываете (прокатываете!) мяч у себя между ног. Когда собака пробегает в ногах – называете ее кличку (поскольку у него кличка – это маркер, сигнал, то в нашем случае, я думаю, можно использовать свисток подзыва). Это, в будущем помогает иметь быстрый возврат с апортом (добычей). Играет часто, но короткими сессиями. Такая смена мяча (игрушки) избавляет и от поджева на возврате.
Он много использует мяч с веревкой в играх с щенком (и собакой) в перетяжки (веревка позволяет не «нависать» над собакой и не «давить» на нее). Он пропагандирует игру в перетяжки как важный элемент в формировании отношений.
Позже, он начинает игры на улице с помощником. Помощник держит (придерживает) собаку, Вы убегаете с мячом, размахивая руками, дразня собаку. По мере Вашего отбегания помощник медленно подходит в Вашу сторону, собака как бы преследует Вас (если стоять на месте, то некоторые собаки теряют драйв и садятся). Когда вы оборачиваетесь к собаке, то даете команду «ко мне!» и в этот момент помощник отпускает собаку. Мячик, при этом, он зажимает между ног, как награду для собаки.
И только добившись быстрого возврата, он начинает забрасывать мяч от себя!
Вот так он тренирует быстрый возврат и убирает жадность у собак.

Каждый день, час, минуты нашей жизни мы воспитываем наших собак, строим взаимоотношения. Помните об этом!

Вот, в общем, основные моменты его подхода, его методики. Ничего необычного, ранее неизвестного. Еще одно напоминание для нас, ленивых.

Спросили его о кликере, запретах и наказаниях. Получен ответ еще на полчаса.
Он широко использует и применяет маркер как инструмент в своих занятиях. Предпочтение отдает вербальному маркеру (издает звук очень похожий на щелчок кликера), нежели механическому. Аргумент – он всегда со мной! Но он скептически относится к заявлениям фанатов кликер-тренировки, которые утверждают, что собачке нельзя говорить «нет!». Он утверждает, что рано или поздно, в жизни возникнет момент, когда Вы вынуждены будете сказать своей собаке «нет!»

У него две градации «запретительных» команд:
«Фу!» - если ты еще раз это сделаешь или продолжишь это делать, то для тебя откроются ворота АДА! (Почти дословно смысл, который он вкладывает в эту команду!)
У него есть пункты, чего его собака НИКОГДА! не должна делать (каждый может расширить-сузить этот список по своему желанию-потребностям):
- неспровоцированная агрессия к людям;
- любая неспровоцированная агрессия к другим собакам;
- жрать дерьмо!;
- никаких пожираний и разрушений в доме;
- если я зову тебя по имени – ты слушаешься! (вводит этот пункт в 1.5-2 года.) Непослушание обязательно когда-то произойдет! Сделайте так, чтобы это был первый и последний раз в жизни собаки! (убивать не надо!!!)
Он считает, что психологическое наказание более эффективно и действует значительно дольше ( на всю жизнь!) нежели механическое. Психологическое наказание (доминирование) более эффективно и доступно на расстоянии.
Команду «Фу!» он делает в раннем возрасте (щенку). Подкарауливает момент, когда щенок нарушает его пунктики (чаще этот случай предоставляется в попытках «разрушения» дома). – ДИКИМ ГОЛОСОМ КРИЧИТ «Фу!» - он показал, как он это делает (произносит!). Это очень похоже на открытие ворот АДА!!! Жуть! Если бы мне неожиданно так прокричали, то были бы последствия, точно!
- после команды «Фу!» он нависает с жутким видом над милым созданием – психологическое давление. (Мне кажется, что щенок как минимум обоссытся при этом!)
Он говорит, что это (вторую часть – психологическое давление) ему приходится делать от силы 2-3 раза в течении всей жизни собаки (готов поверить!). Далее достаточно просто команды «Фу!».
Он отмечает, что чем выше (лучше сформированы) отношения, тем меньшее психологическое давление необходимо оказывать на собаку. Иногда, достаточно просто косо посмотреть на свою собачку. Такой уровень построения отношений восторгает его.

Вторая команда в его арсенале – «нет».
«Нет» - это значит, что ты ошибся (совершил неверное действие) и ты не получишь награду за это. Команда не должна быть связана с наказанием и произносится спокойным голосом. В качестве слова для этой команды он использует короткое «А» (Сродни нашему «Э»). Считает, что в это слово трудно внести интонации раздражения, нетерпения, наказания. ( Действительно, логика в этом есть). Второй фактор – это «а» собака хорошо слышит и различает на расстоянии.

Ну а остальные вопросы носили более частный характер и не вызвали у меня интереса.

Интересный дядька!
Jeneva
Сообщений:504
Ссылка на сообщение [28257] 19.04.2015 15:54
Да, дядька интересный :)
Андрей, спасибо, что делитесь. Знаю, многие от него в восторге, правда, большинство на хендлинг ходили.

Вообще в целом очень близко к кликеру, но больше психологии?
Clapp
Сообщений:1962
Ссылка на сообщение [28264] 20.04.2015 14:08
Очень интересно!
- А как ты можешь разговаривать, если у тебя нет мозгов? - спросила Дороти. - Я не знаю. Но многие из тех, у кого нет мозгов, очень любят разговаривать, - ответило Чучело. " (с) Волшебник из страны Оз .
Leka
Сообщений:185
Ссылка на сообщение [28265] 20.04.2015 14:09
Спасибо Андрей!
Когда душою отлечу Я к небесам, Счастлива в тайне. Мне дайте в руки не свечу, Мне мячик для собачек дайте.
МАРКовка
Сообщений:1
Ссылка на сообщение [28267] 20.04.2015 21:48
А у меня тоже пару вопросов по инфе.
1. Кто кормит щенка первые три дня пока ты с ним не контактируешь? Если в доме есть люди которые с ним играют и кормят не плюнет ли он на тебя? Ну есть кто-то кто на него не обращает внимания, ну и фиг с ним. Мне и так весело и уютно.
2.По поводу двух мячей. Когда появляется второй мяч, первый как правило собака бросает. Не повлечет ли это в последующем бросание аппорта? Хотя я читала, что бросают второй мяч при возврате собаки, что бы увеличить скорость возврата. Пока щен маленький и боиться остаться один я просто просто сама убегаю от него если он пытается свалить с игрушкой.
По поводу кликера полностью согласна. Тоже думаю заменить ео на какой то звук. Т.к. во первых не хватает на все рук, а во вторых, просто периодически он выпадает из схемы у меня ))))
И по поводу "нет" тоже полностью согласна. Ну нормально это абсолютно отмаркировать не правильное поведение.
SAD
Сообщений:248
Ссылка на сообщение [28268] 21.04.2015 0:03
А у меня тоже пару вопросов по инфе.
1. Кто кормит щенка первые три дня пока ты с ним не контактируешь? Если в доме есть люди которые с ним играют и кормят не плюнет ли он на тебя? Ну есть кто-то кто на него не обращает внимания, ну и фиг с ним. Мне и так весело и уютно.
Надо обратить внимание, что он говорит о построении ВАШИХ отношений с собакой и формировании ее реакции на "рабочую" кличку. Каждый в семье будет иметь с ней СВОИ отношения. Практика показала (я бывает месяцами лежу в больнице:(( ), что не важно, кто кормит и гуляет. Какие отношения построите, такими они и сохранятся (поддерживать конечно надо!)
2.По поводу двух мячей. Когда появляется второй мяч, первый как правило собака бросает. Не повлечет ли это в последующем бросание аппорта? Хотя я читала, что бросают второй мяч при возврате собаки, что бы увеличить скорость возврата.
Когда Вы учите собаку команде "Держи", Вы ей кликаете за то, что она держит. После клика, она естественно плюнет, чтобы освободить пасть и поглотить лакомство! Вы разучиваете конкретный навык - умение держать. И только потом делаете связку держи-дай.
Проброс мяча - закрепляем быстрый возврат. Нельзя разучивать два навыка одновременно!
Пока щен маленький и боиться остаться один я просто просто сама убегаю от него если он пытается свалить с игрушкой.
Чем старше становлюсь, стараюсь найти способы и методы, которые не требуют больших физических нагрузок!:D
По поводу кликера полностью согласна. Тоже думаю заменить ео на какой то звук. Т.к. во первых не хватает на все рук, а во вторых, просто периодически он выпадает из схемы у меня ))))
Вы знаете, я попробовал, звук получается очень-очень похожим. Попробую еще на собачке, как она будет реагировать! Тут каждый сам выбирает, что ему удобней, он вот так делает.
Leka
Сообщений:185
Ссылка на сообщение [28270] 21.04.2015 9:45
"Щенки в вольере, он начинает играть мячом возле клетки (катает мяч в стенку – мяч откатывается к нему), пробуждая их интерес. Щенки проявляют заинтересованность в силу желания обладать – эгоизм и жадность – главные составляющие этого интереса. (Эгоизм и жадность - это составляющие медленного возврата на апорте и поджева апорта. Он «убирает» это вторым мячом). Буквально минутные сессии."
Как он убирает это вторым мячом?
Когда душою отлечу Я к небесам, Счастлива в тайне. Мне дайте в руки не свечу, Мне мячик для собачек дайте.
SAD
Сообщений:248
Ссылка на сообщение [28271] 21.04.2015 11:25
Лен, игрой возле вольера он пробуждает интерес щенят к мячу, желание им обладать. Это первое.
Вторым мячом (описано дальше), уже позже, он "борется" с жадностью и эгоизмом - ускоряет возврат и убирает жадность. Зачем щенку его "мертвый, задушенный" мячь, если есть у хозяина "живой"? Но это вариант от "сваливания".
Если ты спрашиваешь о жадности при отдаче в руки, то тут, по-моему, сработает обмен на что-то не менее ценное для собаки в данный момент (игрушка, вкусняшка, второй мяч и т.п.)
Leka
Сообщений:185
Ссылка на сообщение [28272] 21.04.2015 12:00
Поняла, спасибо, думала он тут же как то снимает азарт и жадность вторым мячом.
Когда душою отлечу Я к небесам, Счастлива в тайне. Мне дайте в руки не свечу, Мне мячик для собачек дайте.
Автор Сообщение
Яндекс.Метрика

Звонить:
8-909-966-5964
8-962-960-6063